Почему тебе самой стало интересно современное искусство?
Оно очень динамичное и затрагивает проблемы, которые важны здесь и сейчас. Мы молодые и энергичные, нам хочется работать с коллекционерами нашего поколения, помогать им соприкасаться с молодыми художниками.
За последние годы окна металлопластиковые приобрели большую популярность благодаря доступным ценам и своему качеству. Заказать такие окна можно у проверенных временем фирм, которые предоставляют бесплатный замер.
Как неофиту научиться это искусство понимать? Главное — интересоваться, спрашивать, читать. Ходить на выставки подготовленным. Если есть возможность — взять гида. В том же «Гараже» ребята прекрасно рассказывают — я, например, всегда беру. Мне помогает то, что я десять лет в этой индустрии. Хотелось бы, конечно, иметь более формальное образование. Когда знаешь историю искусства с его начала, лучше понимаешь современное искусство. Давно, в Колумбийском университете, я слушала лекции по истории искусства. Потом, в Москве, ходила на курсы при Пушкинском музее. Слушала лекции при аукционном доме Phillips.
Почему ты ушла из Christie’s?
Захотелось попробовать себя в чем-то новом. В Christies я, безусловно, получила уникальный опыт. И теперь могу применять его в других направлениях. Мы сделали много ярких проектов: выставка в ГУМе, посвященная Элизабет Тейлор, большие выставочные проекты в Доме Муравьева-Апостола, в Доме Спиридонова. В 2015 году у нас появилась своя выставочная площадка, и мы за год сделали 11 клиентских мероприятий. Привозили импрессионистов, старых мастеров, русское искусство совместно с часовым брендом Tourbillon, организовали очень популярное мероприятие с раритетными сумками Hermes, проекты с Christies International Real Estate.
Но мне был нужен новый виток. К тому же появился единомышленник — Настя, и мы вместе решили воплотить нашу мечту.
И как вы это все развиваете?
Smart Art - посредник между художниками и коллекционерами. Мы хотим повысить узнаваемость художников, продвигаем их с помощью разных программ, в том числе образовательных. Сейчас мы сотрудничаем с девятью художниками. Это Сергей Сапожников, Александра Паперно, Алексей Булдаков, Анастасия Потемкина, Александр Повзнер, Дарья Иренчеева, Александра Галкина, Светлана Шуваева, Арсений Жиляев. Некоторые работают в традиционных дисциплинах — живопись, фотография и скульптура. Другие — создают инсталляции. А в качестве вдохновения выступает городская среда, астрономия, история, гендерные отношения и новые технологии. Дома у меня, кстати, висят работы Сапожникова и Галкиной — я потихоньку сама собираю коллекцию.
Можно ли сейчас вообще заработать на молодом искусстве?
Smart Art занимается продвижением недооцененного рынка современного искусства. Финансовый порог тут намного ниже, чем у искусства, с которым я работала в рамках Christies. Зато оно более актуально и доступно аудитории. Мы объясняем коллекционерам значимость произведения, рассказываем о ценообразовании и помогаем приобрести. В Москве порядка 15-20 хороших галерей, которые продают работы молодых авторов, но, чтобы их становилось больше, нужно больше коллекционеров.
Наша задача — способствовать формированию рынка современного искусства путем популяризации молодых художников.
Как на тебя и твое отношение к жизни и карьере повлиял американский менталитет? Американская образовательная система дает очень многое в плане уверенности в себе. Потому что тебе с самого раннего возраста внушают, что у тебя есть свое “я” и ты все можешь. Первый год в университете я училась в Barnard College, там одни девочки. И феминистские идеи там присутствуют практически на всех лекциях.
А теперь ты живешь в России, которая на поверхности остается весьма патриархальной страной. Как твой феминистский бэкграунд к этому адаптировался?
Когда я приехала в Россию, у меня не было даже мысли, что я не буду работать! Я считаю,
что очень важна гармония с собой, и если бы у меня не было собственного дела, гармонии бы не было. Мои американские подруги все работают. Даже маленькие дети тому не помеха.
Но все же ты нетипичная героиня нашей рубрики. У нас многие начинали с нуля, когда денег и поддержки не было совсем. Тебе, как я понимаю, такая ситуация незнакома?
Да, я, к счастью, не знаю, что это такое.
То есть деньги для тебя — не мотивация?
Если не они, то что тогда?
Финансовый фактор — не основная составляющая моей работы, хотя для меня важно, чтобы проект был коммерчески успешен. Есть другая мотивация — это вклад в будущее, стоять у истоков чего-то нового и работать с искусством, которое станет культурным наследием страны. Я надеюсь, что через 10-15 лет наши художники займут почетные места в музейных коллекциях, в собраниях крупных фондов и в домах важных коллекционеров. Это главная мотивация!
У тебя двое детей. Этот вопрос я задаю всем амбициозным девушкам: можно ли, по-твоему, have it all? И работу, и мамой быть без груза вины? По-моему, нельзя.
А мне кажется, можно. Но something’s gotta give - что-то всегда отстает. Баланс найти, конечно, тяжело.
Что собой представляет твой личный баланс? На данный момент для меня семья и дети — номер один. Еще для меня очень важен спорт я занимаюсь им пять-шесть раз в неделю. Дважды в неделю — кручу педали на велосипеде, два раза занимаюсь с тренером функциональными упражнениями и два раза - пилатес. Недавно
начала плавать.
Как проходит обычный день владелицы арт- бизнеса?
Ну, вот у меня сегодня абсолютно обычный день. Встала в семь утра, накормила старшего сына завтраком (ему шесть лет). В восемь отправила в школу. Потом чуть-чуть времени провела с дочкой, ей три года. В девять отвела ее в сад и пошла на тренировку. Душ, дорога в офис. Как правило, в шесть я дома. Раньше у меня было больше светской жизни. А сейчас у меня есть работа, есть дом, есть спортивный зал — и я не чувствую, будто что-то упускаю. Стараюсь, конечно, не пропускать большие выставки в Москве или, например, Биеннале в Венеции.
Какие качества ты ценишь в мужчине? Хороший вопрос. Во-первых, надежность.
Это, наверное, звучит как клише, но мне важно, чтобы было сильное плечо, на которое можно опереться. Если у меня какая-нибудь проблема и я ее не могу решить, я звоню Саше, и проблема будет решена.
Я люблю альфа-мужчин, с сильным характером. Иногда, конечно, чуть-чуть от этого страдаю, потому что ухожу на второй план, а его решение — закон. Но я готова с этим мириться, потому что он у нас в семье лидер. Мой папа у нас тоже всегда был главный. Еще мне очень важно, чтобы мужчина был спортивным. Саша, например, делает триатлон, и вот я с ним тоже села на велосипед — мы прошлым летом ездили в Италии по горам. Важно, чтобы мужчина следил за собой. И чтобы были амбиции — интерес к жизни, интерес к работе, чтобы хотел расти, чтобы было много планов, чтобы постоянно что-то кипело.
Про альфа-самца - тут многие эмансипированные американки поморщились бы. Как это сочетается с твоим блестящим резюме?
Мы вместе десять лет, и если бы Саша меня не поддерживал, у меня не было бы этого резюме. Он всегда мне дает хорошие советы — и по работе тоже. И потом, очень важный момент в любых отношениях — это уважение.
Ты осознанно хотела замуж за русского мужчину?
Да, я хотела связать жизнь с русским. Все-таки наш юмор, наш менталитет — это нельзя перевести на другой язык. Хотя Саша сам с 12 лет жил за границей, он закончил Cambridge, работал в Англии, потом в американской компании.
Приходилось ли тебе преодолевать предвзятое отношение из-за твоего папы?
Я никогда не скрывала, кто мой отец. Но я практически никогда об этом не говорю.
И всем, кто меня знает, известно, что мне по жизни мало кто помогал. Безусловно, главной помощью было то образование, которое мне дали.
Какой самый ценный урок тебе дали родители, в первую очередь - папа?
Уверенность в себе. Я - единственный ребенок, и мне всегда говорили; ты должна рассчитывать на свои силы, ты должна достигать... Бывает, что к женскому образованию подходят менее серьезно - у нас почему-то считается, что мальчику нужно это, это и это, а девочке — необязательно. Но ко мне так никогда не относились. У меня тоже растет дочка, и мне бы хотелось, чтобы у нее было лучшее образование - чтобы она всегда могла рассчитывать на свои силы.