Деминг почти сразу повезло познакомиться с Эйлин Ли, партнером влиятельной венчурной компании Weiner Perkins Caufield & Byers (KPCB). «В 2014 году, сидя однажды вечером в джинсах и футболке перед отелем Rosewood, Ли сказала мне: “Похоже, я стала слишком много размышлять над вопросами пола. У людей есть понимание расовых проблем, проблем инвалидности, но нет никакого понимания гендерных сложностей. Возьми, к примеру, ситуацию с Tinder...”»
Она имела в виду случай Уитни Вольф, соосновательницы и вице-президента по маркетингу Tinder, которая в 2014 году подала в суд на свою компанию за сексуальные домогательства. Инцидент удалось замять. Вольф ушла, создав в том же году конкурирующее приложение для знакомств Bumble.
Часто так бывает, что представленная в магазине мебель не подходит по параметрам или по дизайну. В этом случае можно изготовить мебель на заказ у проверенных временем фирм, специализирующихся на этой продукции.
Двумя годами ранее Эллен Пао, партнер КРСВ, выдвинула обвинения своим работодателям за половую дискриминацию. В своей знаменитой речи Пао заявила, что на работе ее упорно не замечали, продвигая вперед партнеров-мужчин, исключали из сугубо мужских лыжных поездок в горы, а сама она подверглась сексуальному домогательству со стороны партнера-муж- чины. В 2015 году Пао проиграла суд, но положила начало обсуждению гендерного равенства в Силиконовой долине. Еще один скандал спровоцировал CEO компании Snapchat Эван Шпигель. В 2014 году его унижающие женщин высказывания просочились на Valleywag (блог о жизни Силиконовой долины), и в результате Шпигель быстро принес извинения».
Ли основала в 2012 году свою собственную компанию Cowboy Ventures. Ее миссией стала поддержка стартапов, улучшающих повседневную жизнь с помощью технологий.
Облокотившись на столик в холле, Ли говорит, что обращается с женщинами-сотрудниками строже, поскольку считает, что те должны быть более твердыми, защищая свои интересы в мире. «Существует такое мнение, что “мужчины — это мужчины", именно поэтому у нас в обществе и не происходит изменений», — жалуется Ли.
Она убеждена, что женщины — главный сегмент онлайн-покупателей. Они делают больше покупок в компаниях e-commerce, больше играют в социальные и развлекательные онлайн-игры. Женщины, по мнению Ли, — главный фактор, приведший к успеху большинство технологических компаний. В своей статье HaTechCrunch (самый крупный онлайн-ресурс о стартапам и технологам), которую разобрали на цитаты, Ли рассказала, что пользователи-женщины дают самый большой трафик, делая успешными подавляющее большинство компаний. Однако за это они не получают никакой благодарности и признания. «Женщины - это коммуникаторы и мультипликаторы в социальных сетях, именно они производят то топливо, которое запускает ракеты e-commerce», - писала Ли. «В постоянных дебатах о месте женщины в технологиях упускают из виду самое главное: если вам удастся привлечь энергию женской части клиентуры, вы сможете править миром». Последнее станет возможным, если обязать компании проявлять надлежащее отношение к женщине — как к клиенту и как к своему сотруднику.
Однако прошло всего два года, и Ли сказала мне, что в Силиконовой долине наметились явные улучшения в гендерном вопросе. Отчасти благодаря шумихе вокруг дела Пао, как полагает Ли, многие компании стали относиться к проблеме внимательнее. «Число женщин в венчурном капитале за эту декаду снизилось, однако за последние пять лет отношение к женщине в мире технологий стало более здравым, — заметила Ли осенью 2016 года. — Например, технокомпании начали публиковать данные по гендерному соотношению в коллективе. Но остается еще много работы. Техноиндустрия по своим гендерным пропорциям все еще сильно отстает от показателей по США в целом и по выпускникам вузов в частности».
ДЕЛАЙ ВСЕ. НТО ЗАХОЧЕШЬ
В разговорах женщин Силиконовой долины нет и намека на легкомысленные «девочковые» темы, характерные для служащих компаний в других областях. В бизнесе высоких технологий «мужчины — это по-прежнему мужчины», но и женщины здесь тоже «мужчины». Они держатся вместе и даже выходя замуж редко берут себе фамилию мужа. Лауре Деминг зга среда казалась слишком закрытым миром, где все знают друг друга.
«Этих людей определенно можно назвать “чудными”, они ломают стереотипы и подрывают устои общества: независимые, на электромобилях, вооруженные продвинутыми мобильными приложениями... Их представления о супружеской верности размыты, политические взгляды склоняются к либертарианству. Здесь можно делать все, что захочешь, - думала она...»