Если в словосочетании "современное искусство" второе слово кажется тебе сомнительным, экспозиции арт-галерей из всех эмоций вызывают только страх за собственное ментальное здоровье, а последним стоящим художником, по-твоему, был Леонардо Да Винчи, то эта статья для тебя.
Судя по очередям, которые выстраиваются у входа в "Пинчук Арт Центр", народ любит современное искусство. Судя по комментариям и смешкам внутри упомянутого центра, народ современное искусство не понимает, а часто и искусством как таковым не считает. Тут народ не так уж и далек от истины. Потому что, чтобы стать художником, теперь вовсе не обязательно уметь рисовать, фотографировать или вырезать по дереву лобзиком, во всяком случае, в академ ическом смысле.
Когда-то у изобразительного искусства была прикладная функция- документировать. До изобрегения фотографии несчастная принцесса, которую правящие родители решили сочетать политическим браком, могла оценить масштаб ожидающей ее катастрофы только по картине маслом. Искусством этот портрет становился в исключительных случаях и только из большой любви мастера к своему делу. Теперь, когда у нас есть камера в каждом девайсе, фото на паспорт за 5 минут и репортажи в тысячу снимков, нарисованный портрет становится прихотью. Не говоря уж о скульптуре. Рисование утратило свою важную функцию и из промысла перекочевало в область свободного творчества. И тут, как говорится, Остапа понесло. Делай что хочешь и называй это искусством - буквально.
Качественный алюминиевый профиль залог долговечности конструкций. Компании занимающиеся производством алюминиевого профиля стараются применять проверенные временем технологии изготовления.
С тех пор каждый серьезный художник все время находится в поиске новых средств выражения и идей. Собственно, смысл этого слова, "художник", уже выходит за рамки какого-либо вида творчества и обретает максимально широкий смысл - "творец". Произведение искусства сегодня это не совсем холст или скульптура, а скорее идея, чувство, эмоция. Менять сознание зрителя-вот цель современного художника.
Только вот приписывать продуктам своей жизнедеятельности художественную ценность совсем не сложно. А все потому, что механизм определения, что есть хорошо, а что плохо, крайне ненадежен и субъективен. По идее, шедевр отличается от псевдоискусства тем, что первый цепляет, дает пищу для ума, вызывает какие-то эмоции. Второе же просто развлекает и эпатирует. Грань между этими двумя категориями порой столь тонка, что у каждого завалящего художника есть чудесная отговорка на все неприятные случаи жизни: вы просто не понимаете, а художник не обязан быть понятным.
Хочешь понимать современное искусство? Вот тебе несколько подсказок. Если произведение искусства кажется тебе слишком простым, значит, скорее всего, дело не в форме. Про "Черный квадрат" Казимира Малевича не слышал только глухой. Не знает, как он выглядит, только слепой. Не смеется над ним только искусствовед, потому что знает, что "Черный квадрат" - это шедевр, а шедевр - это уже не смешно. Еще искусствовед знает, что на самом деле Малевич действительно умел рисовать в более традиционном жанре. Но какое это имеет значение? Одной картиной этот художник сумел начать новую эру в искусстве.
Твои попытки увидеть в "Квадрате" буквальный смысл тщетны. Чтобы понять, о чем эта картина, нужно переместить свое мышление совсем в другую плоскость. Корни нашей проблемы с пониманием современного искусства растут из нашего образования. Нас учат понимать Пушкина, "Утро в сосновом лесу" и прочих рабочих с крестьянками. Никто не объясняет, что искусство может быть иным - абстрактным, абсурдным, парадоксальным, что оно не обязательно рассказывает, а нередко пародирует, высмеивает или ругает, что оно может говорить напрямую с подсознанием зрителя, минуя очевидные образы и привычные формы повествования. Все это нельзя охватить логикой, тут нужен совсем другой механизм интерпретации.
Суть "Черного квадрата" вовсе не в идеальной геометрии (которая не так уж и идеальна - одна из сторон квадрата немного косая, что делает квадрат трапецией). Это своего рода бунт, насмешка над зрителями и арт-критиками. Малевич стал троллем еще до того, как интернет-юзеры XXI века изобрели понятие "троллинг". Понимаешь? Он пытался заставить тебя гадать, что это вообще такое и зачем оно было нарисовано. И ты стоишь и гадаешь, смеешься, возмущаешься, притворяешься умным - значит, у него все получилось. Подвиг Малевича в том, что в затертом 1915 году он сумел уловить всю суть культуры последующих ста лет и точно передать ее смысл в одном произведении: продавать.
Хороший художник всегда переосмысливает принятый формат искусства. Ну, допустим, квадрат. Смирились. Но одним из самых значимых и влиятельных произведений современного искусства является... писсуар! И ладио бы автор его своими руками сделал. Нет, он купил готовый, расписался на нем и поэтично назвал "Фонтан". "Скульптора" звали Марсель Дюшан, а его творения и творения его приспешников именуются дадаизмом.
У корня слова "дадаизм" много значений. "Дада" - это детская качалка-лошадка, что как бы намекает на несерьезный характер этого направления искусства. В переносном смысле "дада" - это бессвязная болтовня, чушь, чепуха, и это прекрасно описывает суть дадаизма как таковую. Окончательную жирную точку в объяснении того, что творилось в головах художников, ставит тот факт, что во французском сленге "дада" -это смесь героина и кокаина.
Что представляли собой произведения дадаистов? Этот стиль возник в циничном, разочарованном после Первой мировой войны обществе. Корнем зла, причиной войны и того, что существующий мир катится ко всем чертям, дадаисты сочли логику и рациональность. Священная миссия напросилась сама собой: разрушить логику. Результат: бессмысленные, нарочито дефункциональные коллажи из самых разных предметов, в основном найденных на мусорной свалке. Тот же Дюшан, помимо писсуара, выставлял в качестве арт-объектов вешалку для шляп, сушилку для бутылок, велосипедное колесо. Он сторонился статуса художника, люто протестуя против общепринятого формата искусства, зато все больше старался шокировать и эпатировать. Все его наследие - это такая провокационная игра, шутка, насмешка. Нарисовать Мону Лизу с усами и таким образом высказать все, что он думает о традиционном художественном достоянии, па который критики надышаться не могут, - вот это Дюшан.
Все, что теперь считается бессмертной классикой, в свое время вызывало отторжение у современников. Вот и идеи дадаистов не спешили принимать с распростертыми объятиями. В нацистской Германии их и прочих авангардистов красноречиво назвали дегенеративным искусством. Но Дюшан оказался крепким парнем, и ему было плевать, кт о и что о нем думает. Самое главное - американские толстосумы были готовы покупать очередной его "Фонтан" за очень даже немаленькие деньги. И они оказались правы. Потому что идейность - это тоже талант. Неважно, что ты делаешь, будь первым и единственным, будь смелым, наглым, заставь всех смотреть на привычные вещи по-другому - и твоя работа не растворится в веках.
Хорошее искусство реагирует на современные тренды и проблемы в обществе. Вспоминаем магическое слово "продавать". В середине прошлого века самым элитным-вип-люкс-роскошным искусством был абстрактный экспрессионизм - это такие хаотичные мазки на многометровых холстах, из которых достаточно увидеть одну картину, чтобы считать, что нидел их все. Каждый, для кого имя Джексон Поллок не просто сочетание букв, знает, что имеется в виду. Можно стоять перед такими полотнами с умным видом и многозначительно кивать головой - и все, ты автоматически считаешься крутым ценителем. Очень удобно.
Молодым художникам-интеллектуалам того времени было обидно смотреть, как Поллок зашибает бабки, брызгая краской. Что делать, если в традиционном жанре твои художества не имеют ни малейшего шанса на успех? Ответ столь же прост, сколь гениален: изобрести собственный стиль. Легко быть лучшим, если ты единственный. Так появилось немало течений в искусстве, в том числе и поп-арт.
Берется какой-нибудь популярный символ (как разрекламированная банка супа, например, или Микки-Маус), сдабривается приличной такой долей сарказма и - фокус! - произведение искусства готово! Поп-арт начинал с высмеивания массовой культуры, реагируя на образы из средств массовой информации и рекламы, которые начали захватывать беззащитные умы неискушенной публики. Затем стало понятно, что всем нравится, когда над ними смеются. То есть никто не понимает, что смеются именно над ним. И он при этом готов за это платить. Разве это не иронично? И постепенно из нишевого направления поп-арт превратился в один из самых продаваемых и популярных стилей. То, что должно было критиковать культуру потребления, начало способствовать популяризации ее символов. Сложно сказать, провалил этим поп-арт свою идею или же, наоборот, довел ее до наивысшей формы - абсурда.
Например, царь и бог поп-арта Энди Уорхол первым понял, что людям нравится то, что рекламируется, неважно, покупает ли он продукт или только бренд. А если так, то почему бы не использовать это для собственной выгоды? Он плюнул на эксклюзивность и тиражировал нарисованные кислотными красками портреты Мэрилин Монро. А что? Он же стебет массовую культуру, вся суть которой в создании бесчисленного количества копий. Подписал контракт с компанией Campbell, чей суп некогда саркастически увековечил, и ставил на настоящих байках супа свой автограф, что очень поспособствовало их продажам. За это его можно считать кем-то вроде Киркорова - предателем высокой идеи ради прибыли. Впрочем, в этом и был его гений.
Необходимо учитывать контекст и подтягивать всю свою эрудицию. Самое современное из всех самых современных искусств - это постмодернизм. Собственно, эго даже не стиль, а целый комплекс арт-течений - глобальное состояние культуры вообще. А с развитием Интернета каждый человек стал немножечко постмодернистом. Во всяком случае, тот, кто понял жизнь, разочаровался в ней и смог выразить свою фрустрацию с помощью сочетаний клавиш ctrl+c и ctrl+v.
Постмодерн вырос из все тех же побитых войной, разочарованных в искусстве художников, что породили дадаизм или поп-арт. Но те хотя бы старались что-то придумывать, героически высмеивать святое и прекрасное, ломать и снова строить. Постмодернизм все так же побит и разочарован, но ничего не создает, потому что считает, что ничего нового создать уже нельзя. Жизнь бессмысленна, уверен постмодернист, не надо притворяться, что искусство в этом плане может больше. Вся суть постмодерна умещается в двух словах - самолюбование и самоирония. Весь его удел - копаться в своей песочнице, вылепливая из прежнего песка новые пасочки. Причем процесс этот возможен только в узком кругу посвященных людей. Другие просто не в курсе, что происходит.
Поэтому плохие новости: современное искусство в кризисе. Постмодернизм - это тупик, маленькая смерть. Писатель и критик Сергей Переслегин хорошо на эту тему выразился: "Сейчас во всем мире процесс конструирования будущего затруднен исчерпанием не только свободного физического пространства, но и свободного информационного пространства. Последнее явление часто называют постмодерном, хотя, может быть, правильнее было бы сказать "некромодерн". Хорошие новости: в этом нет ничего страшного, потому что для того, чтобы родилось что-то новое, сначала должно умереть что-нибудь старое.