Мы привыкли считать температуру главным показателем болезни или ее отсутствия. Но такой ли незыблемый это ориентир? Пора взглянуть на градусник-зима не за горами. Для большинства из нас эта цифра - та самая норма. А пришла она из глубины веков, точнее, из середины девятнадцатого, когда немецкий врач Вундерлих опубликовал свои наблюдения за 25 000 пациентов, у которых он долго и упорно измерял температуру - в совокупности 1 миллион раз. Средний показатель получился 36,6. (В скобках, справедливости ради, заметим, что нормальным доктор признал диапазон от 36,6 до 37,4 °С.)
А позднее в него включили и “субнормальную” температуру, то есть норма стала начинаться от 35,8 °С. Тем не менее в России на термометрах традиционно пишут “36,6”. А вот если ты захочешь приобрести прибор на родине Вундерлиха в Германии, на нем, скорее всего, будет указано 37 °С. И тут возникает наш первый вопрос: насколько принципиальна эта разница? “36,6 °С - усредненный показатель. Мы тоже не называем лихорадкой температуру тела до 37 °С, - поясняет отечественный терапевт Алиса. - В мире нет единых стандартов в термометрии, так что используются исторически сложившиеся способы оценки. У нас температуру меряют в подмышечной впадине, и нормы для здорового человека - 36,6- 37,0 градусов - касаются показателей именно в этой области. В других странах измерения проводятся в прямой кишке, то есть ректально (и норма будет на один градус выше), а также в полости рта или уха (считай, плюс 0,5-0,6 градуса к подмышечной)” Если говорить о медицине в целом, то, по словам Алисы, разночтения в стандартах связаны с тем, что в различных популяциях заболевания протекают со своими особенностями: “Поэтому нормы складываются в первую очередь из накопленного опыта. Есть ряд заболеваний, например, в психиатрии, работа с которыми базируется на эмпирическом материале. Может даже не быть научно доказанных исследований, но лечение есть, и оно работает”.
У нас в стране сегодня многие врачи считают эту цифру верхней границей нормы - при условии, что пациент хорошо себя чувствует и ни на что не жалуется. В общем-то, сама по себе температура в деле постановки диагноза - тот еще помощник. Во- первых, она меняется под действием внешних факторов. Простой пример: ты долго сидела в душном помещении в пуховике и шапке. Как тут организму поддерживать нормальную терморегуляцию - пар-то не выпустишь, и вот ты уже “вся горишь”. Или, скажем, ты провела суперинтенсивную интервальную тренировку - а значит, выработала очень много энергии в виде тепла, отдавать которое организм не успевает. Обратный пример - температура “в покое” у девушек-худышек. Метаболизм у этих полупрозрачных русалок обычно немного снижен, тепла в организме вырабатывается меньше, чем у простых смертных, так что их показатели обычно не выше 36,2-36,3 °С. С другой стороны, люди с “жарким” обменом веществ постоянно балансируют на уровне 37 °С и прекрасно себя чувствуют. “У холериков температура может подниматься быстрее и быть выше, чем у флегматиков”, - делится еще одним любопытным наблюдением Алиса Сунгурова.
В целом, поскольку температура регулируется центральной нервной системой, нет ничего удивительного в том, что у некоторых на нервной почве поднимается небольшой жар. “Ведь температура - защитная и приспособленческая реакция организма, ответ на внешнее воздействие, в том числе и связанное с эмоциями, - рассказывает терапевт, педиатр Ольга Петрова. - Например, неадекватные подъемы случаются у астеничных, слабых девочек. Они болезненно реагируют на обиду или разочарование, но сил на отпор не хватает, вот и выливаются чувства в недомогание”. Правда, такие реакции, связанные с психологическим состоянием, все-таки штука довольно редкая, из тех, что можно записать в “индивидуальные особенности”. Чаще всего повышение температуры - симптом какого-то патологического состояния. К ним и перейдем.
38 °С
Самый известный пример - ОРВИ. В организм попадает возбудитель - какой-нибудь вирус - и начинает там размножаться. В качестве ответных действий тело выпускает армию иммунных клеток и, чтобы испепелить врага, повышает температуру. (Хотя, конечно, есть редкие личности, никогда не впадающие в жар, даже если другие симптомы трубят о болезни.) Но вернемся к большинству. Врачи не рекомендуют сбивать температуру до того, как она достигнет отметки 38 °С (маленькие дети, между прочим, терпят и до 38,5 °С). Вместо этого заставляют лежать в кровати и надеяться на собственный иммунитет. “Облегчить состояние можно с помощью традиционных безлекарственных способов: обмахиваться влажным полотенцем или прикладывать его ко лбу, обтираться прохладной водой с добавлением уксуса. Не забывая при этом, что лишняя одежда и теплые одеяла не позволяют жару спокойно уходить из тела и повышают температуру где-то на полградуса”, - говорит Алиса Сунгурова. И, конечно, надо много пить - воды и чая с черной смородиной или малиной. В общем, лечиться методами Карлсона.
А вот сбивая температуру, будь умеренна и аккуратна: даже если после приема жаропонижающего термометр покажет 37,5 °С - этого вполне достаточно, ты перестанешь испытывать сильный дискомфорт, но организм продолжит бороться с вирусом.
Когда причина болезни - бактериальная инфекция, нужны антибиотики. Но их ты будешь обсуждать с врачом (ты же понимаешь, что консультация с ним в любом случае обязательна?).
Что, если температура периодически поднимается без видимых причин (пусть даже и не сильно)? Такую реакцию могут давать, в частности, повышенная функция щитовидной железы или другие эндокринные нарушения, а также гинекологические проблемы или воспалительные процессы в организме.
Это мы, как ты догадываешься, добрались до пониженных показателей. Меньше 35 - такое возможно уже только в экстремальных условиях - например, при переохлаждении в арктических льдах. “Сама по себе пониженная температура не означает наличия болезни, - рассказывает Алиса Сунгурова. - Опять же, это может быть индивидуальной особенностью организма. Например, у человека с повышенной потливостью, скорее всего, всегда будет невысокая температура, если мерить ее в подмышечной впадине”. Тем не менее разобраться в причинах, конечно же, стоит: такую реакцию могут давать заболевания все той же вездесущей щитовидной железы.