Одним из самых древних духовых инструментов считается диджери-ду - труба, которую уже несколько тысяч лет используют австралийские аборигены. Ее в буквальном смысле создала сама природа. В период засухи термиты выедают сердцевину эвкалипта, потому что здесь дольше всего сохраняется влага. Так получается длинная полая деревянная труба. Двадцать лет назад на ней научились играть на Западе и с удивлением обнаружили, что непрерывное дыхание, которое используют аборигены, помогает расслабиться.
«Полгода назад я случайно нашел в интернете видео, там абориген играл на дидже. Мне этот инструмент по звучанию напомнил музыку драм-энд-бэйс. Я понял, что это мое, скачал самоучитель и начал играть, - рассказывает Александр (26), самоучка. - Это стало лучшим средством от депрессии, из которой я последние полгода никак не мог выйти». «Чтобы научиться играть на этом инструменте, надо расслабиться, освободить себя от ненужного напряжения и позволить творческому началу выразиться через дыхание, звук и ритм, - объясняет Галина Овчаренко, преподаватель диджериду. - Как только понимаешь, что у тебя получается, чувствуешь, что меняется и твое восприятие окружающего мира. Сначала приходишь в состояние наблюдения за собой, а вскоре начинаешь чувствовать все вокруг иначе, через звуки».
СЛИЯНИЕ С ПРИРОДОЙ
По преданию, с помощью диджериду аборигены получают знания от природы. У австралийцев существует древняя традиция - с детства прислушиваться к окружающим звукам: завыванию ветра, шелесту травы, раскатам грома, треску деревьев и плеску воды. А тебе нужно прочувствовать эти звуки и передать их с помощью диджериду. «Это однотональный инструмент, но, добавляя к основному тону голос, можно получать различные мелодичные звуки: от рокота грома до имитации голосов зверей и птиц,» - рассказывает Роман Лазарев, руководитель школы «Диджериду Австралия».
ОДНО ДЫХАНИЕ НА ДВОИХ
Игра на диджериду способствует развитию дыхательной системы благодаря технике непрерывного дыхания. Секрет этого метода состоит в том, чтобы с силой выдохнуть, одновременно сделав вдох через нос. Если осваивать технику исполнения поэтапно, то сначала нужно научиться выдыхать, набрав воздух (между губами должно остаться маленькое отверстие в углу рта), а потом сделать вдох носом. «Но не стоит, играя на диджериду, напрягаться до состояния выпадения глаз из орбит, - предупреждает Роман Лазарев. - У каждого своя длина выдоха, и намеренно увеличивать ее будет ошибкой. Если сам процесс приносит удовольствие и не доставляет дискомфортных ощущений, значит, ты делаешь все правильно».
Сбалансированное непрерывное дыхание должно вводить исполнителя в медитативное состояние: он становится более спокойным и уравновешенным. «Это такая австралийская пранаяма, - объясняет Галина Овчаренко, - ускоренное дыхание в сочетании с трансовой мелодией порождает целый спектр переживаний. Проявление этих эмоций и ощущений способно освободить человека от психологических зависимостей. Получается, что ты выдуваешь в длинную трубу весь свой негатив, который там рассеивается и на выходе остается только красивым звучанием».