Если Уильям Шекспир прав, курсы актерского мастерства вполне можно рассматривать как уроки мастерства жизни. В театре все ненастоящее: раскрашенная фанера - не лес, обернутый фольгой стул - не трон. Но чувства - реальные. «Одна из основных целей любых актерских курсов - выдернуть человека из быта и перенести в пространство чистых эмоций, - говорит танцевально-двигательный терапевт, режиссер Елена Кантиль. - В жизни мы сдерживаем реакции. Театр, наоборот, учит яркости самовыражения с помощью тела п голоса». Благодаря актерскому мастерству можно стать более спонтанным и открытым, легче проявлять себя и живее воспринимать окружающий мир. Чем больше ролей актер играет, тем шире его «репертуар чувств». Сознательно изменяя свое поведение и реакции, мы расширяем границы восприятия жизни -делаем ее ярче.
Занятия актерским мастерством. особенно по системе русской театральной школы, можно рассматривать как лекарство от психологических трудностей. «Неумение распознавать свои чувства - источиик большинства проблем как с психикой, так и с телом, включая болезни и лишний вес, - уверяет психолог, гештальттерапевт Мария Саму-ра. - А изучение и освоение различных состояний, которое и происходит на актерских курсах, буквально учит человека азбуке собственных эмоций».
РАЗБИТЬСЯ ПО ПАРАМ
«Буйство глаз и половодье чувств» на таких курсах тоже гарантировано. Прямой зрительный контакт, упражнения на умение вести партнера происходят, казалось бы, понарошку, но для подсознания все всерьез. «Умение «читать» партнера - азы актерской работы, - утверждает руководитель театральной студии Юрий Мартынычев. - Более того, чтобы создать определенный образ, необходимо умение понимать другого человека.
По мере освоения этой науки дейс твительно можно выйти на принципиально новые отношения и с: окружающими, и с собой: отличать фальшь от правды, имитацию от сути». Не удивительно, что театральная студия становится площадкой для общения, которое перерастает в дружбу, партнерство или даже любовь.
Во время импровизации участники сами творят пространство общения, выстраивают отношения и придумывают сюжет, а задача преподавателя - помочь проанализировать результат. Получится игра или нет, зависит от того, смогли ученики услышать друг друга, или каждый играет свое. «В жизни дуэт спевается или распадается по тем же причинам, по на актерских курсах можно научиться это исправлять», - добавляет Елена Кантиль.
Такие тренинги показывают, как ставить воображению четкие задачи, продумывать шаги для их достижения и превращать фантазии в действия. «Все это применимо и в личной жизни, - полагает психолог, художественный руководитель театральной школы Сергей Базаров. - Сначала следует определить, какой партнер нужен, затем начать творческий поиск. Конечно, быстрый успех не гарантирован, но. точно зная цель и гибко подстраиваясь под ситуацию, свои шансы на счастье увеличиваем многократно».
Узнать сколько стоит 3g модем можно из описания предложений сотовых операторов.
В ПОИСКАХ РАВНОВЕСИЯ
За пять минут придумать стихотворение, а затем сыграть его перед зрителями - пример типичного упражнения на актерс ких курсах. В такой ситуации робеет большинство. Однако занятия помогают находить внутреннюю точку опоры в любых обстоятельствах. А уверенность будет полезна и в профессиональной жизни, например - в проведении презентаций.
«Все дети владеют методикой удержания фокуса внимания внутри себя, - отмечает Сергей Базаров. - Но взрослые этот фокус сбивают: «Не кричи, не маши руками, не кривляйся. На тебя люди смотрят!» Так постепенно человек привыкает оценивать себя глазами других. Постоянные внешние, а затем и внутренние ограничения приводят к тому, что речь становится тихой и невнятной, движения - вялыми». На занятиях актерским мастерством ученикам просто помогают вернуться в состояние детской непосредственности, изначального контакта с: собой.
другой взгляд
У каждого из нас есть своя зона комфорта - набор привычных шаблонов мышления, поведения и эмоциональных реакций. Когда же возникает незнакомая ситуация, в которой нужно действовать по-новому, старых и проверенных моделей не хватает - возникает ощущение, будто выхода пет.
Но он есть всегда, просто решение лежит вне зоны комфорта. «Актерское мастерство и его высшая форма - импровизация - учат выходить за пределы этой зоны п расширяют ее границы», - объясняет Елена Кантиль. Олег Янковский в фильме про барона Мюнхгаузена говорил: «Умное лицо - это еще не признак ума, господа. Все глупости па земле делаются именно с этим выражением лица». На курсах и учат менять выражение: мгновенно переходить от ненависти к любви, от горя к радости. Одновременно переживать эти состояния и наблюдать за собой со стороны, чтобы в любой момент иметь возможность остановиться.
«Базовая задача актерских курсов - режиссировать процесс, - говорит Сергей Базаров. - Это позволит пе увлекаться отрицательными эмоциями, не доводить конфликт до точки невозврата-ненависти, разрыва душевных связей».
Речь не о том, чтобы притворяться, «играть» что-то. а о том, чтобы научиться по-настоящему переживать чувства и эмоции. «Этот поиск различных состояний и игра «из себя» позволяет принять собственные отвергнутые части, обрести свободу», - полагает Мария Самура. Особенно полезно играть отрицательных персонажей - психологи называют такие роли олицетворением теневых сторон личности. Освоив свою «тень», мы становимся целостными и потому - могущественными.