Обращала внимание: когда тебе кто-то очень нравится, ты нервничаешь при встрече с ним? Ладони потеют, рот пересыхает, сердце колотится... Ты практически чувствуешь, как адреналин бурлит в крови, - потому что так оно и есть. На ранних этапах романтических отношений мозг активирует реакцию на стресс (а как иначе назвать то, что происходит с влюбленными?). И посылает в надпочечники сигнал производить норадреналин, из которого образуется адреналин, гормон мобилизации. Тот выбрасывается в кровь, приспосабливая организм к нестандартной ситуации: увеличивает частоту и силу сокращений сердца, глубину дыхания, скорость обменных процессов, работоспособность мышц.
Хотите интересных и завораживающих знакомств? Тогда best dating apps придется как нельзя кстати. Подобное приложение помогает найти интересных людей для знакомств с продолжением.
Одновременно с выработкой адреналина в ответ на общий стресс запускается производство эндорфинов. То есть тех химических соединений, что нормализуют артериальное давление, повышают реакцию, настроение и скорость адаптации организма к нагрузкам. Зашкаливающие эн- дорфины способны довести до эйфории (в том числе оргазма), а нам-то только того и надо.
А У НЕГО НЕТ НЕДОСТАТКОВ!
Все отделы головного мозга вносят в любовное настроение лепту сообразно своим функциям. Структуры правого полушария (отвечают за импульсивность, творчество, интуицию) в чувственный период активируются, тогда как слева (рациональность, критичность, логика, расчет, абстрактное мышление, социальные нормативы), наоборот, наблюдается некое торможение. Как результат - теряем трезвость суждений, неприязнь к орфографическим ошибкам в СМС и тому подобные негативно- сохранительные эмоции.
Тут тоже не обходится без посредников. На сцену выходит окситоцин, гормон нежности, привязанности, спокойствия и эмпатии. Его сверхспособность - влиять на активность миндалин мозга, формирующих первичные реакции страха и агрессии. Что получаем? Правильно - уменьшение недоверия, тревожности, стресса. Концентрация окситоцина у представителей обоих полов повышается при объятиях, поцелуях, во время оргазма. У женщин уровень этого гормона повышается к тому же во время родов и грудного вскармливания, что частично облегчает столь непростые процессы.
НИКОГДА НЕ ПОКИНУ ТЕБЯ
Хелен Фишер, антрополог из Университета Ратгерс в Нью-Джерси, в своем труде “Anatomy of Love” (1992) прямо заявила: любовь действует на мозг человека как кокаин. Каждый момент, проведенный с объектом страсти, сопровождается выбросом дофамина, который поддерживает в нас потребность видеть (обнимать, целовать, хвалить, донимать) его снова и снова, а желательно не расставаясь никогда. Разлука ведет к тревоге и тоске (чреватым навязчивой ревностью или депрессией), и потому Фишер предлагает лечить несчастную любовь не менее сурово, чем наркозависимость: “Нельзя оставаться друзьями - надо выбросить все письма, фото и избегать контактов”.
Психиатр Майкл Лебовиц, автор книги “The Chemistry of Love” (1983), постановил, что интенсивность гормонального воздействия затухает в течение четырех лет по схеме, аналогичной привыканию к химическому препарату. Наступает привязанность - следующая фаза, когда пара удовлетворяется счастьем быть вместе. Обеспечив нашим далеким предкам мотивацию к размножению в среде, где выживание постоянно было под угрозой, любовь эволюционировала в длительное влечение, способное установить биологическую связь на время рождения и воспитания детей, а может, и на всю жизнь.
В деле привязанности и моногамии на помощь окси- тоцину спешит вазопрессин, гормон социальности, стабилизирующий поведение в стрессовых ситуациях. В формировании моногамных предпочтений он более значим для самцов (для самок - окситоцин). Поэтому мужчины скорее, чем женщины, входят в фазу привязанности (или разочарования) и лучше переносят расставание по воле другого.
По выводу Лебовица, мужская система поощрения работает ориентируясь на новые ощущения. Депрессии, следующие за разрывом, чаще встречаются у женщин. Лишенный радости быть с любимой, мужчина способен ловко переключиться на поиск себя, бизнес-задачи или авантюрные развлечения, а дама, как бы ни позиционировала собственное “я” в обществе, ищет партнера, который вернет ей счастье привязанности. Впрочем, и то и другое оправдано с научной точки зрения - в обоих случаях волю к успеху обеспечивает жажда удовольствия.