Мужской костюм на сегодняшних подиумах играет новую роль: он примиряет мужское и женское начала без борьбы.
СМЕРТЬ ПАТРИАРХА
Предчувствие краха, в котором весь мир жил последние пять лет, начинает постепенно выправляться: экономика перестала показывать отрицательную динамику, хотя Европейский союз и находится в состоянии нестабильного процесса полураспада, пытаясь решать одновременно и экономические, и социальные вопросы. Между тем главная проблема европейской цивилизации, которую пока фиксируют только психологи, - полностью изжившая себя концепция патриархальности, на которой вся эта цивилизация строилась. Юнгианский психолог Мэрион Вудман отмечает: в 80-е годы в нашем ориентированном на власть обществе женщина искала достаточно сильного мужчину, который мог бы помочь ей быть слабой.
Затем произошло то, что Шэрон Стоун остроумно описала как «мы сами стали теми парнями, за которых в юности хотели выйти замуж». В одежде это проявилось нарочитой маскулинностью облика: женщины в открытую стали бороться за властную позицию, исторически принадлежавшую мужчине, позаимствовав в числе орудий и его одежду. В течение почти тридцатилетнего дискурса в рамках все той же патриархальной модели был проговорен и даже осознан на уровне общества тот факт, что в обоих полах может проявляться и мужское, и женское начала. Мужские костюмы стали более феминными - в них теперь допускается элемент игры и самоирония.
Женский же костюм заимствовал значительное количество элементов мужской одежды, смягчив их агрессивность. Противопоставление полов, борьба за власть одного из начал, в которой Мэрион Вудман видит главную проблему «опустошенной маскулинности» обоих полов, к началу XX века стало все более нивелироваться.
Не готовое принять смерть одного из главных столпов европейской цивилизации официально, общество между тем уже вовсю пробует на зубок ситуацию баланса полов, характерную для восточных культур, где не так резок контраст между мужским и женским костюмом, и примеряет ситуацию этого баланса, правда, в сильно деформиро-ванном виде: не слияния двух начал, а скорее их близкого соседства без особых претензий на властную позицию любой из сторон.
МУСКУЛЫ НАПОКАЗ
На первый взгляд, перед нами сейчас разыгрывается второй акт пьесы, начало которой пришлось на 80-е, где властная маскулинность была главным призом. Однозначный фаворит всех показов сезона весна-лето - 2013 - брючный костюм - свидетельствовал о том же: Woman Power, самостоятельная, опасная и однозначно властвующая как над своей жизнью, так и над жизнью окружающих. На первый взгляд все так: гипертрофированно широкие плечи, вырез пиджака до пояса. Однако вместо широких брюк, в которых теряются не только ноги, но и попа, - узкие «дудочки», а под пиджаком - не мужская сорочка, а что-то шифоновое с бантом или вовсе бра.
Все эти костюмы - маскарад чистой воды, эта якобы мужская агрессивность - очевидная игра для спальни, где женщину с глазами испуганного олененка типажа Одри Хепберн заставили играть властную Доминатрикс - ту самую Alfa Female, которой окрестили таблоиды эту тенденцию. Помимо откровенной бутафории в этих брючных костюмах есть чувственность прямолинейная, откровенная до бесстыдства и выставленная напоказ. В откровенной чувственности этих черных брючных костюмов, которые наводнили подиумы Парижа, Милана и Лондона, уязвимости больше, чем холодной неприступности, которую всегда означал этот предмет гардероба. Собственно офисной униформой он стал именно потому, что пиджак, словно панцирь, скрывает все признаки пола и выступает в качестве щита.
АХИЛЛЕСОВА ПЯТА
Дискуссия о том, кто хозяин в Старой Европе, приводит к необычайной популярности ролевой игры в подчинение и доминирование: садомазохистская тематика постоянно волнует дизайнеров как самое яркое отражение этой тенденции. Попытка найти баланс между «любовью» и «волей» - социальным и силовым способом решения проблем - приводит нас к извечному конфликт Любви и Власти. Как утверждал Юнг, соединить эти два пути невозможно. И за последние двадцать лет путь власти показал свою полную несостоятельность: силовой способ не помог решить ни одну из имеющихся в современном обществе проблем.
Между тем воспитанное с позиции власти общество «подобно калеке продолжает находиться в зависимости от этой силы», считает Вудман. Балансируя на грани между покорностью и чувственностью женского начала и активностью и властностью мужского, дизайнеры прощупывают готовность общества принять их оба. И не найдя ответа, применяют излюбленный прием декораторов: максимально скрыть от чужих глаз этот глубокий внутренний конфликт. Отсюда изобилие коконообразных, скрывающих истинную фигуру пальто и платьев. Заворачивают женщину в обертку, как конфету ручной работы или авторский букет, -поди разберись, что там за этими слоями упаковочной бумаги? Да и надо ли? Ведь так красиво без выплескивающихся наружу внутренних конфликтов и реальности в самом путающем виде. Похожая тенденция к обманкам наблюдается и в архитектуре: ушли в прошлое экономической стабильности открытые лофты на несколько сот метров - сегодня в чести уютные гнездышки и семейные норки.
Известный чай дянь хун нравится многим людям. Происходит это благодаря его особым качествам.