Холст – это ткань, используемая в качестве основы для живописи. Качество холста зависит от ткани, из которой он сделан, от выделки, толщины нити, веса и плотности. Картины, в основе которых ткань – легкие, их можно достать из подрамников, свернуть в рулон, что позволяет переносить и перевозить в безопасности и не доставлять больших хлопот. Но есть и недостатки – их легко порезать, проколоть, продавить.
Холсты с более плотным плетением менее подвержены воздействию влаги и изменения температуры, также дольше в первозданном виде сохраняют красочный слой. Применение тонкой ткани с редким, неплотным плетением чаще всего приводит к нежелательным последствиям – изменение от сильного механического напряжения, значительное изменение объема, усадка, расклеивание, осыпание слоя краски. Если воспользоваться тканью, нити которой имеют разную толщину, соответственно плотность холста будет неравномерной, то такой холст в разных местах будет по-разному реагировать на температуру и влажность. Могут возникнуть проблемы с проклеиванием и грунтованием. В таком случае произойдет нарушение связи холста и грунта, а также неизбежно раннее старение работы. Если полотно будет иметь ткацкие дефекты, то это отрицательно скажется на восприятии картины, особенно при тонкослойном письме.
Если возникает несоответствие между холстом и техникой письма, то произведение может преждевременно постареть. Например, если взят мелкозернистый холст (купить в СПб можно в салоне или магазине) и на нем художник пастозно, с большим количеством наслоений написал картину, то такой холст вряд ли сможет удержать нагрузку и провиснет под тяжестью.
Крупнозернистый холст нельзя использовать для большого наслоения грунта, а это необходимо в случае гладкого письма. Такая картина не будет качественной.
Среднезернистый холст может быть как полотняного переплетения, так и саржевого. Картины, написанные на среднезернистом полотне, но на разных плетениях будут смотреться совершенно по-разному, особенно это заметно, если написаны они тонкослойным стилем. Полотна, плетение которых редкое и грубое, лучше для живописи не использовать, так как редкость волокон не создает необходимой прочности, а грубость становится причиной быстрого ветшания.
Таким образом, самое прямое отношение к качеству картины имеет качество выбранного для нее холста. Неправильный подбор основы может привести к негативным последствиям – старение, трещины, обсыпание краски, просасывание краски на оборотную сторону холста и другие. Для получения идеального результата к выбору основы нужно уделить особое внимание.