Печать
Категория: Разное 6
Просмотров: 1554

Российский диетолог, директор и врач центра, автор методики формирования здорового пищевого поведения, рассказала о том, что такое эмоциональ­ная еда и стоит ли с ней бороться.

Вы корректируете питание, прививая человеку более 20 привычек, после чего, если я правильно понимаю, образ жизни уже не будет прежним. Мои друзья тестировали множество модных диет, но именно после вашего курса стали другими людьми: например, кроме прочего, в мага­зин за продуктами они теперь ходят только сытыми - по правилу пищевого шопинга. Я с интересом изучила программу по вашей книге «Здоровые привычки» и отме­тила, что в списке нет ничего нереального — тренды ме­няются, а правила, по сути, одни и те же. Но следовать им всем одновременно — очень сложно. Сколько времени потребуется человеку, чтобы сформировать такое коли­чество привычек - месяц, полгода, год?

В каждом современном доме есть какая-нибудь бытовая электроника. И как любая техника она рано или поздно ломается. На сайте isservice.com.ua можно получить информацию о ремонте подобных устройств и найти специалиста.

В первую (нулевую) неделю мы начинаем с базо­вых привычек, каждую следующую добавляем еще по одной-две. Те, с которых мы начали, через два- три месяца уже хорошо натренированы. Но и два- три месяца — это только старт. В целом процесс зани­мает около полугода.

Самая сложная часть вашей методики - тема отноше­ний еды и эмоций. У каждого из нас есть еда, от кото­рой мы зависим, но не каждый умеет этой зависимо­стью управлять.

99% людей неосознанно реагируют на определенные эмоции, съедая что-то. Мы «заедаем» как печаль, грусть, горе, так и радость, веселье, восторг - то есть любые эмоции. Другой вопрос, что у ряда людей эмо­циональная еда носит характер нарушения, а у неко­торых - зависимости. Ведь еда — прекрасный способ успокоиться и обрести состояние внутреннего комфор­та на непродолжительный период, не так ли? И вот тут важно различать физиологический (обычный) и психо­логический голод (тягу). Физиологический голод, как правило, проявляется в телесных ощущениях: сосание под ложечкой, пустота в области живота, бурчание. И этот голод «терпелив». Во втором случае тяга «жи­вет» не в теле, а в голове. У человека навязчивая идея: хочу шоколадку или хочу этот кусок мяса. Тяга крайне «нетерпелива» - кажется, что, если вы сейчас не съедите желаемое, мир рухнет.

Получается, физиологический голод нужно утолить, а психологический — обуздать?

Ни в коем случае нельзя подавлять тягу — с ней нужно работать, иначе она станет еще сильнее.

В течение рабочей недели я питаюсь более-менее правиль­но. Но, например, когда попадаю в гости или на большой семейный обед, который устраивают родители, такое

ощущение, что меня лишают силы воли - мне хочется и этот калорийный салат, и блинчики, и десерт, а ино­гда — даже хлеб с маслом и сладким чаем...

Это имеет отношение не к силе воли, а к потребно­сти быть членом группы, говорить своим поведени­ем: «Я с вами! Мы с вами одна семья». Думаю, если это повторяется нечасто и не мешает вам жить, вол­новаться не стоит.

Допустим, я хочу съесть шоколад в 9 вечера. Понимаю, что это тяга. Как мне с ней работать?

Один из приемов — «Правило 20 минут»: дайте себе это время, примите осознанное решение (не импульсив­ное) — съесть шоколад или нет. Только не ходите вокруг шоколадки в ожидании, когда зазвучит таймер. Вам предстоит серьезная внутренняя работа. Шаг первый: постарайтесь определить, какого рода эмоция или ситу­ация могла вызвать вашу тягу? Причиной может быть любая неудовлетворенная потребность по пирамиде Маслоу — от потребности в еде, сне или сексе до потреб­ности в любви и безопасности. Важный момент: потреб­ности имеют отношение не к эмоциям, а к осознан­ности, к умению прислушаться к себе и понять, чего я сейчас на самом деле хочу. Шаг второй: спросите себя, каким непищевым способом вы можете удовлетворить нереализованную потребность или прожить эту эмоцию? Скажем, я много работала, поздно возвращаюсь домой и осознаю, что тяга к шоколадке вызвана потребностью в любви и заботе. Каковы мои дальнейшие действия?

Вам следует ответить на вопрос: «Что я могу сделать прямо сейчас, чтобы самой о себе позаботиться?»

Огромное количество людей, и в первых рядах тру­доголики, не просто не задают его себе - даже не раз­решают себе думать об этом: полный запрет на вни­мание к своим потребностям. Если у вас нет такого запрета, вы легко найдете ответ: провести время с близ­кими, почитать журнал, посмотреть фильм или по­гладить собаку. Но соглашусь, бывает, что потреб­ность нельзя удовлетворить непищевым способом. Если тяга очень сильна, человек может принять осознанное решение: я иду сейчас есть, поскольку понимаю, что мне плохо, а других способов улуч­шить состояние нет.

И что это меняет?

Если удовлетворить тягу осознанно, не возникают вторичные эмоции вины и стыда (как правило, тяга их провоцирует всегда). В свою очередь вина и стыд усиливают тягу, невротический круг замыкается, и люди под воздействием эмоций едят еще больше. Вывод: нужно учиться проживать эмоции. Я не слу­чайно говорю «проживать», потому что мы привык­ли избавляться, например убегаем от них.

А если у человека глобальное ощущение «мне плохо», как большая чертя дыра, и что за этим стоит — он ска­зать не способен?

В психологическом портрете людей с избыточным весом присутствует расстройство, которое называется «алекситимия» — неспособность различать и обозначать словами эмоции и физические состояния. Сейчас модно назы­вать это низким эмоциональным интеллектом. Чтобы справиться с этой проблемой, диетолог всегда работает в паре с психологом. Дается не сразу, но научить можно.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter