Печать
Категория: Интересное 7
Просмотров: 2037

Как можно не любить Мону Лизу? С какой скоростью передвигаться по выставке? 20 важных советов, как ходить в музей, от директора музея современного искусства.

Стильный дизайн собственной квартиры способен подчеркнуть хороший вкус её владельца. Дизайн интерьера сложная задача, поэтому лучше предоставить её решение профессионалам в данной области. Дизайн студия «Interior-VIP» готова предложить свои услуги всем желающим преобразить свой дом.  

Что понятнее для новичка — современное искус­ство или классика?

В Музее современного искусства, новичку легче. Там нет излишнего пафоса по отношению к произве­дениям, а у вас нет замыленности взгляда из-за того, что вы видели все это в репродукциях. И потом, ста­рое искусство перенасыщено энергией. Его, как пра­вило, очень много. Оно всегда представлено в исто­рических помещениях в шпалерной развеске, и через несколько залов (у кого - через три, у кого - через тридцать) тебя просто выматывает. Как будто из тебя выпили всю энергию.

К походу на выставку нужно готовиться?

Всегда есть какой-то кураторский ход, И вы сво­ей подготовленностью можете нарушить идею ку­ратора, Мне достаточно знать название выставки и краткое описание toi о, что там представлено,

Как выбрать музей или выставку в чужом городе? Использовать принцип сарафанного радио. Для меня рекомендация разбирающегося в теме знакомо­го ценнее, чем любая статья. К тому же такие темы питают дружеские связи, в отличие от обсуждения болячек, политики, достижений детей или еды.

Самые лучшие выставки те, на которые очередь? Гут дело, скорее, в пиаре. Я считаю, что нашумев­шие выставки Серова и Айвазовского слишком рас­кручены. В том же ! 1ушкинском и в Третьяковке в одно время с выставкой, на которую стоит оче­редь, идет параллельно пять других. И некоторые из них, с моей т очки зрения, намного лучше. А Се­ров всегда висит в Государственном Русском музее, и в Государственной Третьяковской галерее ест ь це­лый зал. Bill можете без очереди в будний день при­йти туда и стоять у картины «Девочка с персиками» хоть два часа - вас никто не Толкнет и не отодвинет. Только вы, девочка и персики.

С чего начать посещение музея?

11ервый шаг — посмотреть здание. Я всс\ да сначала иду не в музей, а к музею. Музейщики или меценаты, как правило, любят большую архитектуру и стро­ят значительные сооружения, которые несут в себе определенные идеи. Эти здания о многом могу г рас­сказать. Как минимум об эпохе, когда были созданы. (у. Зачем смотреть постоянную экспозицию?

В постоянной экспозиции серьезного музея совер­шенно точно есть шедевры, и в таком количестве, какого не может быть ни у одного частного коллек­ционера. И вы за очень скромную плату на какое-то время оказываетесь собственником этого богатства.

У. Обзорная экскурсия дает полное представление? Не надо питать иллюзий, что если вы придете на об­зорную экскурсию, то через два часа будете знать всех 300 авторов, представленных в коллекции.

Это невозможно. Будет просто каша в голове. 11од- готовденному человеку такая экскурсия тем более не нужна. Музей не стоит воспринимать как место, откуда вы должны уйти переполненные Знаниями.

С какой скоростью перемещаться по выставке? Кому-то нужно галопом по Европам пробежать весь музей. Вот обязательно весь. Ест ь люди, которые

реально neci. Эрмитаж за раз оббегают. Ориенти­руйтесь на свое настроение и желание. Все осталь­ное пас не должно волновать. Можно пробежать I игантскую выставку за 15 минут, а на маленькой за­стрять на три часа, потом)' что эта тема пас волнует. Нс ищите решений. Просто наслаждайтесь,

Фотографировать или

Многое зависит от правил музея. На некоторых вы­ставках бывают ограничения. Допустим, автор не хо­чет, чтобы снимали. Мы, как правило, всеiда добива­емся для наших посетителей права фотографировать. Это важно. Хоть так, хоть через картинку люди что- то запомнят, узнают, будут с этим работать. Ну и гео- теги никто не отменял. Лапайте скажем честно: сейчас это самый эффективный способ о себе рассказать.

Если НО нравится Мона Лиза — со мной что-то не так?

Со всеми бывает. Мне, например, не нравится Ру­бенс. Что я могу с этим сделать? Не то что мне не нравятся крупные тела. Просто не нравится, как человек делает живопись. Ничего страшного в этом нет. Вам не обязательно должно нравиться все ис­кусство. А если кто -то все время говорит: «Это так прекрасно, так возвысило мою душу», как правило, это значит, что человек: а) ничего не понимает в ис­кусстве, б) он искренне заблуждается. Эту' позицию ему навязало общество и медиа. Для человека ду­мающего, когда он что-то не понял или не познал, - самое интересное только начинается. Это стимул разобраться в теме и прийти в музей еще раз.

Современное искусство требует    головы?

Современное искусство многослойно. У него есть визуальная составляющая и идейная составляющая,

И еще есть контекст - социальный, политический

и любой другой, в рамках которого оно создано или к которому апеллирует. Это все влияет на воспри­ятие. Соответственно, чем глубже вы копаете, тем глубже можете воспринять эту' идею, пропустив че­рез себя и даже, возможно, добавив новые значения.

Зачем задавать вопросы экскурсоводу? Экскурсовод заинтересован в дискуссии, И если кто-то в группе живо реагирует, пристает с гюпро-

сами, экскурсовод в ответ будет выдавать боль­ше информации. На заметку: в среднем гиды зна­ют в 10-20 раз больше, чем рассказывают во время экскурсии, даже двухчасовой. Это их обязанность - знать материал глубоко. Поэтому, если у вас есть ин­терес или вы что-то понимаете по-своему, то всегда можете вступить в диалог. Может получиться очень интересный формат. Не нужно стесняться, изобра­жать, мол, я тут скромно в углу постою, а вы мне, умный дяденька или тетенька, все сообщите.

Разговаривать с гардеробщиками и смотрителя­ми прилично?

Музей - не коробка с сокровищами, куда вас в тап­ках допустили, чтобы вы пошаркали гто полам и, не дай бог, их не испортили. По идее, все сотруд­ники музея должны быть доброжелательны и за­интересованы в общении* А смотрители* поверьте, и в нашем музее, и в некоторых других так хорошо знают материал, что легко могут рассказать, про что эта инсталляция, в формате: «Я туг был на монтаже* случайно видел художника.**» или «А вот коща ку­ратор водил экскурсию, он нам рассказал...» 1внят­но* что экскурсия — это полноценный живой рассказ. Но если вы не любите экскурсии или у вас нет де­нег, времени и желания, вы всегда можете обратить­ся к смотрителю. И в принципе, любой смотритель, если он нс новичок, даст внятный комментарий. Кроме того, многие сотрудники «Гаража» - худож­ники и кураторы* Это нормальная история. На­пример, Роберт Лонго (американский художник, выставлялся в «Гараже». MQ тоже когда-то работал в галерее и привозил зуда художников,

Почему так стыдно выглядеть некомпетентным? Это проблема не только посещения музея, а вообще всего. Мне кажется* дето в нашем обществе. Мы вну­тренне не пережили те процессы, которые пережили все остальные народы после войны* Мы не прошли период покаяния перед жертвами, мы нс открыли ар­хивы, Не сказали сами себе, кто мы, что мы, какими жертвами мы победили в войне, какие ошибки до­пустили* Комплекс непогрешимости рождает посто­янный страх оказаться непонятым, неправильным, осмеянным. Это наша общая проблема. Посмотрите на маленьких детей в «Метрополитен» и любом дру­гом западном музее, Они что-то рисуют, обсуждают, никого не боятся* Они свободны, 1лядя на них, пони­маешь, что музей - место, где ты не должен никому ничего демонстрировать, Люди сюда приходят об­щаться с произведениями искусства и другими людь­ми. Нужно тренировать в себе этот навык.

Как отличить хорошее искусство от плохого? Работает исключительно насмотренность глаза* Важно не стремиться немедленно отличить хо-

рошее от плохого, а стараться увидеть как можно больше интересного искусства. 11рактически все великие коллекционеры начинали собирать совер­шенно не те произведения, которые нужно соби­рать. В России коллекционирование начиналось в лучшем случае с И. И. Шишкина и И. К. Айва­зовского. В самом лучшем случае — с иностранных импрессионистов. А в самом худшем - это Ши­ловы, Глазуновы и Никасы Сафроновы. Но если человек готов расти, он со временем начинает видеть разницу. Все-таки вкус до определенной степени можно развивать. Не готов? Значит, твое понимание искусства остается на уровне золотых рам и жирной живописи.

Как найти свой шедевр?

Очень просто. Понятия «свой шедевр» не существу­ет. Все меняется, и то, что тебе казалось шедевром два года назад, однажды перестает им быть. Но в то же время, когда ты посче выставки не можешь уснуть и просыпаешься с ощущением, что какое-то из уви­денных произведений «твое», — ты нашел свой шедевр.

Писать в книге отзывов старомодной

11очему? Современный народ не просто пишет, он производит кучу визуальных образов. И это очень интересно. Вместо «спасибо» - целые диалоги: кто-то хвалит, кто-то тут же в Viber делает свой коммента­рий. Кто-то дорисовывает человечков. Кто-то рисует сотрудника музея, который его поразил. Смотришь и думаешь: «Блин! Ну надо же, какие у нас посетите­ли талантливые!» Бывает, когда выставка закрывает­ся, наш сотрудник в общем чате выкладывает самые интересные или странные комментарии.

Для чего нужно искусство?

Мы постоянно находимся в стрессовой ситуации.

А искусство и вообще культура - это тс лакуны, где можно получить официальное убежище от не­гатива. Попадаешь на выставку Виктора Пивова­рова и понимаешь: человек живет вообще в дру­гом мире. Он его сам придумал. Или сидишь на инсталляции Джеймса Таррелла, которая меня­ет цвет и свет, и наслаждаешься ею, как будто это магия. Хотя, казалось бы, какая-то дырка в стене со светом - но это тебя завораживает.

Нужно ли мешать искусство с посиделками в кафе' Посидеть посче выставки в музейном кафе - эго воз­можность никуда не торопиться, вкусно поесть, вы­пить бокал вина, расслабиться, обсудить впечатле­ния. Бояться, что кафе перебьет культуру, - безумие. Значит, это культура плохая, если ее перебивает еда.

Общение с искусством - удовольствие? Современное искусст во - театр, перформанс - не на­правлено на благостность. На благостность у нас на­правлено все остальное. Только там ею прикрывают какие-то пакости. А современное искусство - пере­довой институт изучения болевых точек, того, что нас волнует. Как правило, это очень болезненные темы для общества: трансформация института брака, борьба за равноправие, да много всего. В Интернете, в прессе, в телевизоре этого столько, что всем уже на­доело. А художник, особенно современный, провоци­рует, заставляет вспомнить, что ты живой и на что-то еще реагируешь. Голову берут твою и в ледяную воду - хон! И ты думаешь: «А жизнь-то - это не бегать как белка в колесе. Есть что-то еще, ради чего все проис­ходит, какие-то идеи большие, смыслы. Может, я что- то неправильно делаю?» Если человека не заставлять думать, он не будет развиваться.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter